Смотрите репортаж
“Дениз Кинг и Джосай Вудсон
31 мая 2017 (РДКП)
Смотрите репортаж
Дениз Кинг и Джосай Вудсон
30 мая 2017 (Джаз-Клуб)
Смотрите интревью
"Главный Джазмен Минска рассказал о Дне Джаза!"
5-й Международный фестиваль
JazzinMinsk-2016
4-й Международный фестиваль
JazzinMinsk-2015
3-й Международный фестиваль
JazzinMinsk-2014
2-й Международный фестиваль
Alfa JazzinMinsk-2013
1-й Международный фестиваль
JazzinMinsk-2012
Евгений Владимиров -
Маэстро Белорусского Джаза
Фотогалерея, Архив концертов
Отзывы о наших концертах
Джаз-Клуб на YouTube

 

Бадди Гай: «Клэптон ко мне не приходит
— не может смотреть на виски»


27 апреля (четверг) в 19.00, Джаз-Клуб (Дворец Республики)



Когда Бадди Гай в городе, он выезжает из своего дома в Орландо-Парк, штат Иллинойс, около половины восьмого вечера и едет за сорок километров в центр Чикаго, слушая по дороге станцию B.B. King's Bluesville на спутниковом радио. Он оставляет свой большой белый «лексус» на обычном VIP-месте, а затем идет по Бадди-Гай-уэй к своему клубу Legends. Сегодня дела идут не очень бодро: в клубе всего несколько человек из расположенного через улицу «Хилтона». Они ужинают за столиками, расставленными на шахматном полу.


Гай, облаченный в белую бейсболку с логотипом Legends, гавайскую рубаху и браслет со словами «Ничего кроме блюза», останавливается и озирается вокруг с широкой ухмылкой, благодаря которой все видят золото и бриллианты в его зубах. Затем он садится за стойку — официантка уже принесла «хайнекен» и стакан со льдом. Это его обычный выбор, несмотря на то что сотрудники клуба носят футболки в рекламой Buddy Brew. «Когда я приду домой, я не хочу быть пьяным, — объясняет блюзмен. — Buddy Brew крепче. Поэтому оно нравится людям: ты получаешь то, за что платишь».



Гай — величайший из ныне живущих чикагских блюзменов и один из самых влиятельных гитаристов в истории. Однако на протяжении более чем пятидесяти лет он также заправлял клубами. Он начал заниматься этим в 1961 году в Club 99 в Джолиет, штат Иллинойс, где ему удалось заставить Литл Уолтера выступить за 90-центовую бутылку джина «Сиграмс».  The Rolling Stones и Мадди Уотерс пришли выступить в старый клуб Бадди Checkerboard Lounge в 1981 году (их свита заняла 55 из 65 мест — «Никто ни за что не платил», — говорит Гай).


Стены Legends покрыты гитарами, подаренными посетителями: Джеффом Беком, Эриком Клэптоном, Джимми и Стиви Рэй Вонами. «Эрик больше не приходит, — говорит Гай про Клэптона. — Он даже смотреть не может на виски». Но роллинги еще заходят — они все вместе собрались здесь в июне. («Кит не сбавил обороты, — вспоминает блюзмен. — Он пил все, что у меня продавалось: самогон, джин, виски — все. Этот ублюдок сделан из железа».)


Бадди гордо замечает, что мерчандайз продается на 90% лучше, когда он находится в зале. «Большинство клубов закрываются из-за того, что люди не могут садиться за руль подшофе, и из-за запрета на курение, — говорит он. — Но люди приходят сюда, видят меня за стойкой и начинают фотографироваться».



Карьера Гая началась неподалеку от сюда, в 708 Club в Саут-Сайде, где он разработал свой диковатый концертный стиль, включавший игру на гитаре за спиной или зубами. В его первый вечер там Уотерс пригласил его к себе в машину на бутерброд с салями и убедил не возвращаться домой в Луизиану. Гай был на двадцать лет моложе, чем музыканты вроде Уотерса и Хаулина Вулфа, и стал официальным наследником великого поколения блюзменов. «Он просто снес мне крышу, — говорит Джефф Бек, увидевший Бадди на его первом английском туре в середине шестидесятых. — В конце выступления он сошел со сцены и пошел сквозь толпу, держа гитару над головой и играя на ней одной рукой. Я никогда не видел ничего подобного. Затем он вернулся и закончил свой сет. Это было еще до Хендрикса, до всего». Хендрикс смотрел на Гая на Ньюпортском фестивале и в манхэттенских клубах, а когда Клэптон увидел Гая в 1965-м, он «захотел делать то, что делал он: играть в блюзовом трио! Я бы тогда стал крутым фронтменом, белым Бадди Гаем».



В свои семьдесят девять лет Гай все еще дает больше ста пятидесяти концертов в год: на блюзовых круизах, в казино, на ярмарках. Он даже участвовал в туре памяти Хендрикса. После того как в начале этого года умер Би Би Кинг, кто-то должен быть принять эстафету из его рук. «Когда Би Би ушел, я вдруг понял, что я остался один, — говорит Гай. — Это было страшновато». «Он теперь за главного, — говорит Кит Ричардс. — Теперь он крестный отец».


Гай родился в 1936 году. Законы Джима Кроу был частью повседневной жизни. Гай вспоминает, как ходили в школу с братьями и сестрами, тогда как белые дети ездили на автобусе. «Они обгоняли нас на проселочной дороге, — рассказывает он. — Пыль была похожа на туман, который накрывает тебя, и мы сбегали с дороги, чтобы в нее не попасть. А они плевались и бросали в нас разные вещи. Мы никогда не позволяли себе обижаться на это. Просто так был устроен мир». Однажды владелец дома, который снимали его родители, запретил своему сыну общаться с Гаем. (Много лет спустя бывший друг навестил его: «Он пришел ко мне домой и с слезами спросил: «Ты помнишь?» Я ответил: «Ты ни в чем не виноват».)


«Мои родители были очень религиозны, — продолжает Гай. — Мама говорила: «Если тебя ударят по щеке, подставь другую». Они не учили нас ненавидеть». Возможно, это — причина того, что, когда больше десяти лет назад Бадди переехал в Орландо-Парк, он не рассердился, проснувшись одним снежным утром и обнаружив, что кто-то забросал его дом яйцами. Вместо того чтобы помыть стену и крыльцо, он достал снегоуборочную машину и почистил снег перед всеми домами на улице. «Они сказали: «Черному парню изгадили яйцами дом, а он все равно убирает всем снег?», — вспоминает Гай. — С тех пор мы были лучшими друзьями».


В шестидесятые Бадди также не разделял злобу, которую некоторые из его коллег испытывали по отношению к белыми рокерам, разбогатевшими на блюзе. «Когда эти песни начали появляться, я слышал, как многие ребята говорили: «Я и то умею лучше», — рассказывает он. — Я думал, что если кто-то может проплыть бассейн туда-обратно десять раз, а я — всего два, это значит, что мне чего-то не хватает». «Британцы сделали для нас больше, чем любая рекорд-компания», — продолжает он. Он любит рассказывать историю о том, как The Rolling Stones согласились выступить на популярной телепередаче «Shindig!», только когда туда вместе с ними пригласили Уотерса. «У меня были слезы на глазах, — говорит Гай. — Они показали белой Америке, кто мы».


Когда Бадди было тринадцать, отец подарил ему гитару за 4 доллара 35 центов. Первой разученной им песней была «Boogie Chillen'». После того как он закончил восьмой класс, его мать перенесла инсульт. «Все изменилось, — писал он в своей автобиографии. — Она больше не могла улыбаться. Я скучал по этой улыбке всю свою жизнь». Семья Бадди переехала в Батон-Руж, штат Луизиана, где он работал на пивной фабрике, а также разливал топливо на автозаправке и был уборщиком в Университете Луизианы. Он слышал хиты вроде «Hoochie Coochie Man» Уотерса и «Dust My Broom» Элмора Джеймса по радио и играл их на гитаре в перерывах. В конце концов он узнал, что все эти музыканты живут в одном месте. «Я решил: если у меня будет шанс, я поеду в Чикаго, — рассказывает он. — Я хотел хотя бы увидеть Мадди».



Однажды вечером в Батон-Руж Гай потратил пятьдесят центов, чтобы попасть на концерт новоорлеанского блюзмена Гитар Слима. Гай пришел первым, а затем был смущен, когда услышал музыку Слима, но не увидел его самого. Когда остальные музыканты начали играть, Слим вошел в клуб: его «стратокастер» был подключен к пятидесятиметровому шнуру. «Он был напомажен и восхитительно одет, — писал Гай. — На нем был пылающий красный костюм, красные туфли, его волосы были выкрашены в красный. Я понял, что хочу того же, что было у этих парней».


К тому времени Гай начал выступать на танцах и в придорожных забегаловках. Он купил длинный шнур и начал подражать движениям Слима. «Я хотел играть как Би Би Кинг, но двигаться как Гитар Слим», — говорит он. Сегодня Бадди нередко крадется по клубу со своей беспроводной гитарой, обычно останавливаясь у бара, чтобы хлопнуть коньяку. Гай приехал в Чикаго 25 сентября 1957 года, это был его «второй день рождения» («У Бадди феноменальная память, — говорит Ричардс.  — Он может сказать тебе, в какое время дня он приехал в Чикаго и на каком поезде».) Поначалу Гай жил у друга семьи по имени Шорти, который тоже перебрался из Луизианы. Полгода спустя он оказался на мели и был готов просить у родителей денег на обратный билет. Но затем, по его словам, незнакомец на улице заметил его с гитарой и пригласил его в 708 Club, где ему разрешили выйти на сцену поджемовать. Владелец позвонил Уотерсу, который пришел посмотреть на юное дарование. «Я говорил всем вокруг, как я голоден, — говорит Гай. — Когда он меня услышал, он сказал: «Как ты можешь так играть и при этом быть голодным?» Уотерс стал Гаю «вместо отца». «Он научил меня пить, — говорит он. — Он налил мне мой первый шот виски и сказал, что это поможет мне справиться с застенчивостью. И мне до сих пор нужно выпить, перед тем как выйти на сцену».



Какое-то время Гай был сессионным музыкантом на Chess Records, но там ему платили меньше, чем в конторе, для которой он водил грузовик. Уйдя из Chess, Бадди стал своим в хипповской тусовке, выступая в Fillmore и приняв участие в туре 1970 года «Festival Express» вместе с Дженис Джоплин,  The Grateful Dead и The Band. «Я думал, что, может быть, смогу разбогатеть, зависая с рокерами, — говорит он. — Женщины нравились мне больше, чем травка. Я говорил: «Вы идите курните, а я посмотрю на этих девчонок». Иногда Бадди думает, что было бы, если бы он в середине шестидесятых перебрался в Великобританию, где раскрутился Хендрикс. «Если бы я поехал в Англию, я бы, наверное, был королем мира», — говорит он.


Гай любит заниматься самоумалением. «Слушай, дружище, у этих ребят был природный талант: у Би Би Кинга, Лайтнин Хопкинса, Биг Джо Тернера, — говорит он. — У них всех было что-то от Бога, у меня этого нет». В ходе разговора он несколько раз вспоминал рецензию в местной газете на его совместное выступление с Клэптоном на «Crossroads Guiter Festival» 2010 года. «Эрик позвал меня поиграть и сказал: «Сделай соло», а этот урод написал, что я встал Эрику поперек дороги!»


Бадди и его вторая жена Дженнифер развелись в 2002 году после одиннадцати лет вместе. Его первый брак, с Джоан, с которой он встретился вскоре после переезда в Чикаго, продержался с 1959 по 1975 год. «Она сказала мне: «Или я, или гитара», — вспоминает он.  — Непросто иметь музыканта в семье. Я дважды был женат, и я никогда по-настоящему не был со своей семьей. Обе мои жены приходили ко мне и говорили: «Мне тяжело все время быть одной», а я отвечал: «А я что, по-твоему, делаю в турне? Я сижу в своей комнатке. Когда ты играешь в клубе, перед тобой толпа, но все остальное время ты один». Бадди не перестал искать новую подругу сердца. «Я вижу много красивых женщин, женщины звонят мне и все такое, дружище, — говорит он. — Но мне все время не везет. В последние три года я ни с кем не ложился в постель. Я разговаривал с ними, приводил их сюда и кормил хорошим ужином».



Гай все еще поддерживает молодых блюзменов. Он все время выпускает подростков на сцену, чтобы они могли показать себя. Чаще всего он представляет публики массачусетского гитариста-вундеркинда Квина Салливана, который в первый раз выступил с Гаем, когда ему было семь. «Родители приводят их и спрашивают, можно ли им сыграть, и я даю им шанс, — говорит Гай. — Потому что когда я приехал в Чикаго, все смотрели на меня и спрашивали: «А ты кто такой?» Я не спрашиваю, есть ли у них опыт, я просто говорю: «Ты можешь это сыграть?» И если парень отвечает «да», я говорю: «Залезай на сцену!»


Когда Бадди услышал, что здоровье Кинга пошатнулось, он поехал, чтобы встретиться с ним в последний раз у него дома в Лас-Вегасе. Но кое-кто из детей Кинга сказал, что умирающий блюзмен не хочет никого видеть. «Родственники сходят с ума, если им кажется, что тебе досталось десять долларов, и они будут с тобой за них драться, — говорит Гай. — Би Би был самым приятным человеком, какого я только знал. И я отлично знаю, что он не смог бы сказать этим людям не пускать меня к нему, если я прилетел с ним повидаться».


К Гаю подходит его помощница Энни. Он должен записать несколько видео для социальных сетей, чтобы поблагодарить своих фолловеров в Твиттере и разрекламировать свое выступление на блюзовом фестивале в Лас-Вегасе. Гай превратил гастроли в точную науку. «Я недавно узнал, что мы будем играть в моем родном Батон-Руже»,  — сказал он в ходе нашего разговора. После концерта ему придется всю ночь ехать на автобусе, но он доволен, потому что он сможет остановиться в доме, который недавно там купил, и сам приготовить себе еду. «Я заканчиваю работать, они везут меня домой, я принимаю душ, съедаю миску супа, спускаюсь вниз с сумкой и еду на следующий концерт». «Би Би Кинг посвятил свою жизнь блюзу, он играл его, пока только мог, — продолжает Гай. — Мадди, Вулф, все они. Потому что они любили блюз так же, как люблю его я. И теперь я буду делать это сам. За мной остался должок».




Дискография музыканта доступна в Apple Music



Видео: "Buddy Guy 2017 01 07. Live to Legends"







При любом использовании материалов активная гиперссылка на http://www.jazzclub.by обязательна.

Перейти на главную...

 
SpyLOG

Copyright © Jazz In Minsk 2000-2016